Урок 10. Прописные буквы тонким пером.

Вплотную мы с вами приблизились к изучению наиболее эффектной и эстетически привлекательной части шрифта «англе», требующей значительного опыта владения остроконечным пером. Рассчитываю, что каллиграфический опыт тонким пером неустанно нарабатывается, Гармонические кривые пишутся во всех направлениях, рисование тонким пером тоже применяется – подобный комплексный подход позволит приобрести чувство ритма-пульсации линий на протяжении всей строки, которое необходимо для создания надписей. Попутно каллиграф приобретает способность контролировать силу нажима на перо (от этого зависит расширение и сужение каллиграфических линий) и регулировать амплитуду движений руки при обучении каллиграфии (влияет на размер и размах росчерков). Наверное, вы уже заметили: при такой методике организации занятий по каллиграфии не бывает скуки от однообразия производимых движений, которая сводила к нулю пользу от школьных занятий чистописанием (правда, об этом предмете мы знаем только из опыта старшего поколения).

Читать полностью

Урок 9. Тонкое (остроконечное) перо. Буквы строчные и рисование пером.

Осваивая основные движения и штрихи, из которых состоят буквы, можно составить множество очень привлекательных и сложных орнаментов. Из самих букв также получаются удачные узоры, можно компоновать их по одной, по две и т.п., предварительно освоив написание каждой вначале карандашом с нажимами, затем пером по образцу.

Читать полностью

Урок 8. Тонкое (остроконечное) перо. Начальные упражнения и составление орнаментов

Надеюсь, наши занятия каллиграфией проходят регулярно, вы твёрдо настроились на плодотворную работу и пишете ежедневно, пусть даже понемногу. Возможно, это даже стало приятной и полезной привычкой… Как мы уже говорили, в этом залог дальнейших успехов в виде богатых урожаев на ниве каллиграфии.

По-настоящему плодотворно работа каллиграфа протекает в процессе смены деятельности.

Все мы устаём по-разному, и занятия каллиграфией могут многое вам рассказать о вас самих. Самое простое в случае потери интереса к занятиям – поменять инструмент. Сегодня это будет остроконечное перо.

Читать полностью

Урок 7. Минускулы. Изучение графем, написание широким пером.

Минускулами называются строчные буквы. Исторически сложилось так, что они во многом отличаются по начертанию от соответствующих маюскулов (вот сейчас, в компьютерном шрифте, которым я набираю текст, А отличается от а, Б от б и т.д.). Конечно, форма знаков закреплялась постепенно, во многом под влиянием индивидуального почерка и материалов, используемых для письма. Было замечено, что выступающие вверх и вниз из общей строки элементы букв придают хорошую узнаваемость буквам, а это, в свою очередь, ускоряет процесс чтения.

Читать полностью

Урок 6. Изучение графем прописных букв. Полиграммы.

Начнём с повторения: произведем распределение прописных букв русского алфавита по группам графем согласно геометрическим фигурам, которым они соответствуют. Это даёт понимание их общей конструкции. При дальнейшем написании каллиграфическим инструментом мы будем мысленно держать перед глазами общую форму знака, и писать пером, ориентируясь на неё. В дальнейшем рука привыкнет, и процесс письма станет «автоматическим». Однако не полагайтесь на привычку, так как ошибки в письме тоже ведут своё происхождение оттуда. Будьте собранны и предельно внимательны. Если необходимо, делайте перерывы при занятиях каллиграфией, физкультминутки, отрывайте взгляд от рабочего листа, и по возвращении к работе анализируйте, что получилось, а что нужно подправить. Возможно, имеет смысл показать кому-то ещё свои работы и с благодарностью принять советы. Исправляем так: аккуратно перечеркиваем карандашом, и пишем следом правильный вариант.

Читать полностью

Переход к буквам. Урок 5.Ширококонечное перо (стальное, тростниковое, плоская кисть)

Изучение того или иного шрифта состоит из двух стадий: 1 – визуального знакомства с данным начертанием, его конструктивного анализа; 2 – последовательного выполнения (ширококонечным пером на глаз чёрной тушью) отдельных элементов букв, каждой буквы алфавита, целого слова, нескольких слов, целой строки, нескольких строк и, наконец, поисков композиции и выполнения небольшой надписи.

Читать полностью

Урок 4. Часть 2. Упражнения сдвоенным карандашом.

Особенно ясно видно угол пера при написании сдвоенным карандашом – грифели этого карандаша при установке их на листе как раз отмечают две крайние точки, через которые можно провести линию, и проверить таким образом, какой у вас получается угол пера. Обязательно проведите под заданным углом и вертикальные, и наклонные, и горизонтальные, и округлые элементы, причём не один раз.

Читать полностью

Урок 4. Угол пера. Часть 1

Разметка.

Перед тем, как приступить к работе, несколько слов о разметке рабочего листа. Разметка листа для каллиграфии осуществляется линейкой и карандашом. Проводим несколько горизонтальных линий, по которым будем писать, через 20 мм примерно. Я рекомендую работать в тетрадях для нот – там неплохая по качеству бумага, и есть уже готовые линейки, плюс связь каллиграфии с музыкой прослеживается... Выбирать нужно тетради, в которых нотный стан напечатан как можно более слабым тоном (серым цветом). Это нужно для того, чтобы при письме пером и тушью хорошо видеть штрихи. Писать в нотных тетрадях можно по линейкам, а можно и между ними, в зависимости от поставленных задач. Стараемся перед тем, как начать писать, продумать: как и чем будем заполнять лист, сколько отступить от краёв листа. Это полезное композиционное упражнение, к тому же развивается стратегическое мышление.

Читать полностью

Урок 3. Письменные упражнения, стойка каллиграфа, установка руки.

Обеспечив себя листами бумаги подходящего качества, инструментами, тушью, письменной поверхностью с регулируемым наклоном вам сразу же захочется приступить наконец-то к письму. Главное, не растерять такой первоначальный импульс, и наметить себе план занятий каллиграфией хотя бы на неделю-другую вперед. Конечно, для новичков это покажется невозможным, однако настоятельно рекомендую проделать следующее: обязательно письменно указать этапы освоения выбранного вами шрифта как вы их для себя предполагаете, начав от точки, где вы находитесь сейчас, и до момента письма нужным шрифтом. Зачем это нужно ?! – резонно спросите вы. Объясню на распространенном примере.

Читать полностью

Урок 2. Каллиграфические инструменты и материалы. Чем на чем и зачем пишем. Часть 2

Рассмотрим основные инструменты каллиграфа:

Перья для каллиграфии

На графику знаков повлиял инструмент стилус - это был металлический стержень, которым продавливали борозды при написании букв на бересте (как в Древней Руси) или на дощечках, покрытых воском ( как в Древней Греции и Риме). Э то был, так сказать, бюджетный способ делопроизводства. Богатые люди пользовались папирусом и пергаменом, на которых писали перьями и чернилами. Перья, конечно, были птичьи. Натуральное перо – гусиное, лебяжье, павлинье, индюшиное – довольно хрупкое и сильно скрипит во время работы. Со временем этот инструмент весьма преобразился, однако название остаётся прежним. Металлические бронзовые перья известны ещё со времён Древнего Рима. Стальные появились во времена Средневековья, когда изготовлением книг занимались целые монастыри.

Читать полностью

Страницы